ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают этические, стратегические и тактические.
    Психологическое консультирование в условиях детского сада, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях МКДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е индивидуальные особенности возрастного развития.
    В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.
    Важнейшими этическими принципами являются:
    - принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;
    - принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;
    - принцип компетентности и ответственности консультанта.
    Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:
    - принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);
    - принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.
    Тактические принципы психологического консультирования включают:
    - принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;
    - принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;
    - принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;
    - принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;
    - принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации.
    Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
    1. этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);
    2. этап комплексного психологического обследования;
    3. аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);
    4. этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);
    5. этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
    Одной из приоритетных задач педагога-психолога МКДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника. В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для МКДОУ:
    1. Ухудшение здоровья детей:
    - изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
    2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
    3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
    4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
    - некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
    - ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;
    - отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.
    5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
    - отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
    - недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
    - педагогические технологии, реализуемые в МКДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
    - усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.
    6. Низкая квалификация педагогических кадров:
    - недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;
    7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
    Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем , сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей Выделяют:
    1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
    2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
    3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
    4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.)
    5. Неврологические проблемы (тики, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.) рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд.
    Целью психологического консультирования является оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация МКДОУ.
    Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога МКДОУ.
    Обязательно:
    - Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в МКДОУ и семье в интересах ребенка.
    -Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
    - Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.
    Психологическое просвещение и обучение.
    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации МКДОУ и родителей, а именно:
    - актуализация и систематизация имеющихся знаний;
    - повышение уровня психологических знаний;
    - включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
    Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного МКДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
    Обязательно:
    - Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «примерный перечень»).
    - Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей актуальности рассматриваемых тем для родителей. (см перечень тем)
    Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек по типу «Советы педагога-психолога»
    Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
    Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:
    1.Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.
    2.Закономерности развития детского коллектива.
    3.Особенности работы педагога с проблемными детьми.
    4.Стили педагогического общения.
    5.Психологические основы работы с семьей.
    родителей (законных представителей):
    1.Адаптация ребенка к МКДОУ.
    2.Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
    3.Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
    4.Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
    5.Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.
    6.6. Половое воспитание и развитие.


Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь
  • Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь (DOCX; 16.44 Кб)
  • В здании детского сада, расположенного по адресу г. Новосибирск ул. Оптическая 1, функционирует 5 групп комбинированной направленности для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет.

    2 группы оздоровительной направленности (для часто болеющих детей ) в возрасте от 3 до 4 лет.

    Комплектование оздоровительной группы и комбинированных групп (для детей с нарушениями речи) происходит на основании справок от участкового педиатра и заключения ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). В работе комиссии участвуют специалисты ГЦОиЗ "Магистр" и специалисты ДОУ.